Posted 22 августа 2012,, 12:03

Published 22 августа 2012,, 12:03

Modified 31 марта, 23:49

Updated 31 марта, 23:49

Эксперты: Государство должно помочь «Аэрофлоту» повышать капитализацию

22 августа 2012, 12:03

МОСКВА, 22 августа. Глава авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии» Виталий Савельев считает, что государство должно определить свою стратегию относительно рынка авиаперевозок. В частности, остается открытым вопрос о повышении капитализации компаний, предназначенных к приватизации, отметил он в своем интервью на радиостанции «Эхо Москвы».

По словам Савельева, международные допуски - это актив, который рейтинговые агентства от Moody's до Delloitte предлагают отдельно учитывать в балансе. Эксперты рынка согласны с такой позицией: «Безусловно, чем больше допусков компания имеет, тем больше ее инвестиционная привлекательность. Развитая маршрутная сеть - это в любом случае преимущество», - соглашается начальник отдела анализа эмитентов «Номос Банка» Игорь Голубев.

«Чем больше у авиакомпании допусков, тем выше капитализация», - подтверждает аналитик банка «Уралсиб» Надежда Мырсикова. По ее мнению, проблема в том, что государство не определило прямо и открыто свою политику относительно отрасли.

Допуски дает образованная при Минтрансе межведомственная комиссия. Как отметил Савельев в эфире «Эхо Москвы», работа ее вызывает много вопросов. «На рынке нет открытой конкуренции - требование этой комиссии мы считаем непрозрачными», - заявил он. Мало того - непредсказуемость распределения маршрутов лишает авиакомпании возможностей планировать свою деятельность, считает глава «Аэрофлота».

Ранее Савельев отмечал, что «Аэрофлот» не только не имеет протекционистской поддержки со стороны своего основного собственника – государства, но и не настаивает на ней. Так, по словам Савельева, с января 2010 года по июнь 2012 года «Аэрофлот» получил 75 допусков, в то время как «Трансаэро» - 130. Виталий Савельев подчеркнул, что к самому «Трансаэро» у «Аэрофлота» претензий нет. Основные вопросы к Росавиации, которая занимается распределением слотов. «Факты и цифры - упрямая вещь. У меня нет претензий к «Трансаэро», - сказал Савельев. - У меня есть вопрос к нашему регулятору в лице Росавиации. Если «Аэрофлот» будет приватизироваться, то, наверное, ее нужно не разгружать перед приватизацией, а нагружать активами? Как это делают, например, Турецкие авиалинии, ряд других западных перевозчиков?».

«Савельев абсолютно прав, - считает аналитик по транспорту «Райффайзенбанка» Константин Юминов. - Вопрос, наверное, в том, что имеет место непоследовательность действий правительства. Она объясняется тем, что за приватизацию и за либерализацию рынка авиаперевозок отвечают разные ведомства. В результате, одна рука не знает, что делает другая».

Государство должно объявить, что оно хочет: провести приватизацию, продать подороже «Аэрофлот» или больше компаний пускать на международный рынок, считает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. «Но оно это не скажет, потому что распределяет частоты межведомственная комиссия, а приватизацией занимается другое ведомство, и тут никакой стратегии нет», - констатирует эксперт.

После того, как неравенство в получении новых допусков было затронуто Савельевым в интервью «Коммерсанту», компания «Трансаэро» выпустила пресс-релиз, в котором представило свои расчеты. Но аналитики рынка убеждены, что главное - не разница в цифрах. Важна общая тенденция, в результате, получается парадокс. С одной стороны, государство заявляет о намерении продать «Аэрофлот» - и подороже. С другой, - делает все для того, чтобы инвесторы сделали вывод о том, что «Аэрофлот» может лишиться своих преимуществ. «Важно ведь не только количество допусков, но и то, насколько легко компания их получает, - поясняет Голубев. - Чем легче ей даются допуски, тем интереснее она для инвесторов».

Хотя до 2016 года и сама политика допусков может измениться, рассуждает Голубев. «Действительно, к межведомственной комиссии имеется множество нареканий. Они работают совершенно непрозрачно. Вроде бы есть формальные критерии, но, тем не менее, логика выдачи или невыдачи допусков непонятна», - говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, работой комиссии недоволен и сам Минтранс.

«Сейчас Минтранс всерьез рассматривает возможность передачи функции выдачи допусков саморегулируемой организации (СРО), которая будет готова взять на себя такую ответственность и созрела для нее, - говорит аналитик. - Если это будет сделано, то это оздоровит ситуацию. А до этого все компании будут недовольны - и те, что
получили допуски, и те, которым отказали».